8 (800) 700-58-38
Бесплатный звонок по России
 

Оценить по достоинству. Использование предприятиями систем оценки персонала.

05.12.2013
 
Оценка персонала является важнейшей составляющей HR менеджмента. Оценочные процедуры проводятся при найме на работу, в рамках аттестационных мероприятий, при выдвижении на вышестоящую должность, при формировании кадрового резерва, при планировании карьерного роста. В зависимости от HR-целей, работодатели применяют различные способы и методы оценки способностей и возможностей кандидатов и сотрудников: от простого интервью до серьезных Ассессмент Центров.
 
Компания Рекадро провела исследование, чтобы выяснить, какие современные комплексные системы в оценке персонала популярны и наиболее часто применяются для оценки персонала на предприятиях. В качестве респондентов были выбраны представители HR-службы международных компаний. Всего было опрошено 116 специалистов различных сфер деятельности.
 
Под системой оценки персонала понимается, как профессиональное и/или психологическое тестирование, выполнение определенных заданий, так и комплексные автоматизированные оценочные системы. Основной критерий исследуемых оценочных процедур – системность их применения.
 
1. Первый вопрос, который был задан – пользуются ли респонденты системами оценки персонала. Оказалось, что тех, кто использует системы оценки всего лишь немногим больше, чем тех, кто их не использует.
 
Это не означает, что компании, которые сказали «нет», вообще никак не оценивают персонал, речь идет о системной, комплексной, формализованной оценке, которая принята в компании.
1_05 
2. Чаще всего систему оценки применяют на позиции менеджмента, тем не менее, ряд методик используется практически по всем категориям персонала
2_05 
3. Из компаний, которые используют систему оценки, почти половина использует собственные разработки, часть пользуется приобретенными тестами/технологиями или использует аутсорсинг (например, заказывает у провайдера ассессмент)
3_03 
Наиболее популярной среди используемых систем оценки является SHL. Основным её недостатком, по мнению респондентов, является стоимость, система достаточно дорогая. Все указанные системы имеют возможность онлайн-тестирования, что особенно ценится респондентами.
4_02 
Единично были упомянуты респондентами тестовые методики PAPI, разработанные компанией Cubics.
 
4. Среди кадровых агентств, для которых оценка персонала при отборе является составляющей услуги, наиболее популярна Система Томаса, которая позволяет сохранить баланс «цена - качество». В то же время многие кадровые агентства пользуются собственными разработками при оценке персонала и предлагают оценку персонала, как отдельный вид услуг для своих клиентов.
5_01 
5. Наиболее часто встречающимися инструментами оценки являются профессиональное и психологическое тестирование. Популярен, но всё реже применяется Ассесмент Центр.
6_01 
6. Отдельно в исследовании были выделены инструменты оценки, которые применяются компаниями при отборе персонала. Следует отметить рост изучения информации в социальных сетях , как один из инструментов оценки персонала. Обычно изучают информацию об образовании, опыте работы, участие в группах, активность (лайки), интересы, фотографии, комментарии и ссылки кандидата/сотрудника и его друзей.
 
Не назвали наши респонденты такие виды проверки кандидатов, популярных ранее, как графологическая экспертиза или детектор лжи.
 

 

Методы оценки

% использования

1.

Рассмотрение резюме/анкетирование/биографический анализ

100

2

Интервью по компетенциям

85

3

Неструктурированное интервью

72

4

Структурированное интервью

46

5

Кейсы, оценка ситуации, симуляция рабочего процесса

90

6

Проективные вопросы

52

7

Тесты способностей

34

8

Тестирование навыков/знаний по профессии

83

9

Психологические тесты

52

10

Тесты на соответствие  корпоративной культуре

34

11

Проверка рекомендаций

72

12

Сбор информации из социальных сетей

60


Как показал опрос Рекадро, многие компании не имеют комплексных и формализованных систем оценки персонала, основанных на объективных измерителях, связанных с эффективностью работы персонала. Часто они решают вопрос ситуативно, опираясь на профессиональный опыт HR.
 
Из тенденций в оценке персонала можно отметить, как уже упоминалось ранее, использование социальных сетей, по-прежнему, популярную оценку компетенций, тестирование для выявления лидерского потенциала, а также возрастающую роль оценки соответствия корпоративной культуре.
 
Евгения Максимова,
Компания Рекадро
Volkswagen
Volvo
Magna
Samsung
Cargill
Gallina Blanca
Nestle
Stora Enso
Novo Nordisk
Basf
Chemetall
Danone
Continental
Lafarge
L'Oreal
Avon
© 2010—2017 «Рекадро»
Калуга — Обнинск — Нижний Новгород – Санкт-Петербург
Брендинг проекта — «Pro.Name»
Веб-технологии — «Петроффс»